45 лет назад СССР ввел свои войска в Афганистан. А 35 лет назад наша 40-я армия ушла оттуда. Эти события изменили Советский Союз, изменили мир. Об этом, подводя исторические итоги года, мы говорили с историком и писателем Евгением Спицыным.
КТО РЕШАЛ?
Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ: - Решение о вводе войск в Афганистан было коллективное или персональное – генерального секретаря Леонида Брежнева?
Евгений СПИЦЫН: - Это было коллективное решение. Я читал документы, в частности, с заседания Политбюро, секретариата ЦК от 12 декабря 1979 года. Правда, исследователи говорят, что это заседание состоялось 10 декабря, просто оформлено было задним числом.
- На том заседании присутствовали все руководство страны?
- Не было только двух человек. Глава правительства Косыгин Алексей Николаевич тогда болел.
- Заседание Политбюро вел Брежнев?
- Да, а доклады делали Андрей Андреевич Громыко, министр иностранных дел, Дмитрий Федорович Устинов, министр обороны, и председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов. И одно сообщение делал зав.международным отделом ЦК, кандидат в члены Политбюро Борис Николаевич Пономарев.
- Но это завершающая стадия принятия решения.
- Если говорить о подготовительной стадии, то в основном вопрос этот решался триумвиратом. В конце жизни Леонида Ильича значительная часть властных полномочий была сосредоточена в руках тройки в составе Андропова, Устинова и Громыко.
- Вы упомянули и Пономарева.
- Пономарев был более подробно погружен во всю эту тематику, чем остальные члены и кандидаты в члены Политбюро и секретари ЦК. Он с 1955 года, возглавлял именно международный отдел, который отвечал за работу с коммунистическими, рабочими и левыми партиями по всему миру. Афганистан был в епархии этого отдела, потому Пономарев и был включен в ту узкую рабочую группу, которая готовила все материалы к вводу войск.
ЧТО СПРОВОЦИРОВАЛО?
- Но ведь еще в марте 1979-го Брежнев говорил «Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и, прежде всего, им». Это было на заседании Политбюро. Что изменилось за девять месяцев?
- Действительно, советское руководство долго отбивалось от просьб афганского руководства. Их было много. В частности, от президента Тараки. Я читал стенограммы бесед Тараки с Косыгиным, где он очень просил оказать Афганистану не только экономическую и финансовую, но и военную помощь.
- Ввести ограниченный контингент?
- Да. И Косыгин однозначно ему говорил: мы вас поддержим, окажем вам помощь, но без ввода войск. В итоге решающим стало убийство Тараки Амином.
- Который стал вместо него президентом Афганистана?
- Да, это официальная точка зрения: Амин приложил руку к гибели Тараки. Вот это обстоятельство и сыграло решающую роль в окончательном решении, прежде всего Брежневым, вопроса о вводе ограниченного контингента.
- Эту точку зрения разделяют все историки?
- Сейчас она ставится целым рядом авторов под сомнение. Есть те, кто считают, что это была провокация, за которой стояли сотрудники Комитета госбезопасности и его шеф. И, например, один из руководителей ПГУ, генерал-лейтенант Иванов. Эта тема до сих пор является дискуссионной. Окончательную точку зрения по этому вопросу в научной литературе не поставили.
ПОЧЕМУ КАРМАЛЬ?
- Амина мы обвиняли в чем?
- В том, что он якобы был агентом ЦРУ. И чуть ли у него в нагрудном кармане не нашли блокнотик, где был телефон его куратора из ЦРУ. Но многие говорят о том, что это, смехотворно, чтобы Амин носил подобного рода «улику» у себя в кармане. Такие авторы говорят о том, что Амин-то как раз был сталинистом и просоветским человеком. И именно это обстоятельство и подвигало часть советского политического руководства убрать его с политической арены Афганистана и поставить во главе государства и партии Бабрака Кармаля.
- Он в то время был послом Афганистана в Европе?
- В Чехословакии. Его специально привезли в Афганистан и официально провозгласили новым лидером партии и государства. Он был человек пьющим и отличался особым слабоволием и неспособностью возглавить в столь острый переходный период партию и государство. Плюс надо иметь ввиду, что внутри самой афганской партии существовала острая борьба между двумя фракциями – «Хальк» и «Парчам», которая во многом, кстати, и погубила афганскую революцию. Поскольку противоречия между двумя этими фракциями носили неразрешимый характер.
БИТВА ТИТАНОВ
- Говорить, что Афганистан стал полем битвы между СССР и США - преувеличение?
- Это действительно было поле битвы между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Я бы добавил и Китай. Потому что после разрыва наших отношений, со времен Хрущева, китайцы в своих доктринальных документах ставили главную политическую задачу на мировой арене - борьбу с советским гегемонизмом. На первом месте у них стояла именно эта задача, и только на втором месте - борьба с американским империализмом.
- Тогдашнее руководство в Пекине осудило «вторжение советских войск»?
- Они тогда назвали это ярчайшим подтверждением той гегемонистской политики, которую Союз демонстрировал везде и всегда. Дескать, мы, китайцы, в данном случае выступая против этой политики советского руководства, стоим на правильной стороне истории.
- Деньги и оружие душманам давал кто?
- Оппозицию кабульскому режиму активно спонсировали американцы. И поставки оружия, и финансовые вливания. Кстати, то же самое делали китайцы. Бойцы 40-й армии, когда брали опорные пункты моджахедов, нередко там встречали оружие с маркировкой Made in China.
- Когда Горбачев 35 лет назад, в 1989-м вывел войска из Афганистана - это стало спасением людей и страны или предательством?
- Это стало предательством — и по отношению к миллионам афганцев, бывших за нас, и к своей армии. Когда советские войска были введены в Афганистан, то Европа довольно спокойно восприняла эту информацию. Я могу сослаться на встречу Брежнева с Валери Жискар д’Эстеном, тогдашним президентом Франции, в Варшаве в мае 1980 года. Там обсуждали, в том числе, и афганскую проблему. И Жискар д’Эстен особо не педалировал эту тему. Да, он спросил у Брежнева о причинах такого решения. И тот ему объяснил, что это связано, прежде всего, с гибелью Тараки и с приходом к власти Амина. Сказал, что наши войска пробудут там не более полугода, и скоро мы выведем этот контингент.
- У Брежнева были такие планы?
- У него были такие иллюзии. И мы не собирались первоначально втягиваться в боевые действия. Задача была - встать гарнизонами в крупных городах, в Герате, в Кабуле, в других провинциях. И не ввязываться в боевые действия афганской армии с моджахедами. Но потом ситуация стала резко обостряться - прежде всего, из-за помощи американцев моджахедам. И нам пришлось уже активно ввязываться в боевые действия.
- Говорят, часть генералитета была против ввода?
- И начальник Генштаба Огарков, а потом Ахаромеев, и главком Сухопутных войск Павловский, и некоторые другие выступали против ввода наших войск.
- Почему - это подрывало силы страны?
- Тот же Огарков, маршал Советского Союза, один из лучших начальников Генштаба, не выступал вообще против ввода войск. Он считал, что теми силами, которые планировалось ввести, задачу решить невозможно. Он говорил: если мы уже входим в Афганистан, то надо сосредоточить куда более крупную группировку.
- Какую?
- Не менее 300 тысяч военнослужащих. А мы вошли в Афганистан первоначально достаточно ограниченными силами, в составе так называемой 40-й армии. Она дислоцировалась на территории Туркестанского военного округа. Она первоначально имела сокращенный состав, так называемые кадрированные дивизии. Там были в основном офицеры, а рядового и сержантского состава было мало. По призыву, во многом из южных республик, уже по ходу пополняли ряды этой армии. Хотя, конечно, первыми шли ударные десантные части, и спецназ, были даже пограничники.
Но говорить, что афганская война в итоге разрушила СССР — это чушь.
Источник: WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27678/5030643/