75 лет назад, 4 апреля 1949 года, Запад создал для борьбы с СССР крупнейший военный блок в истории — НАТО. Но мало кто знает, что Советский Союз, а потом и Россия, сами несколько раз просились в его состав, чтоб избежать войны. Однако США предпочитали продолжать противостояние
Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ: - Когда в руководстве СССР впервые зазвучали идеи, мол, если мы не можем НАТО закрыть, то надо туда вступить, чтобы нейтрализовать изнутри? Говорят, еще при Сталине?
Евгений Спицын: - Есть информация, что глава МИД СССР Андрей Вышинский с подачи Сталина в начале 1950-х предлагал Лондону участие Москвы в организации «Западноевропейский союз» - предтече НАТО. Но документов о такой «записке в Лондон» нет. Это лишь одна из версий.
Другая версия - обсуждение вступления СССР в НАТО на встрече Сталина с французским послом Луи Жоксом в 1952 году в присутствии опять же Вышинского. Об этом пишет ряд историков, но стенограммы встречи в архивах тоже нет.
- В обоих случаях фигурирует Вышинский. Случайно?
- В мемуарах встречается даже ироничный вопрос Сталина Вышинскому: «А не стоит ли и нам присоединиться к НАТО?» Сталин был человеком с большим чувством юмора. На самом деле он считал, что НАТО – это ключ к развалу ООН.
- Чем в итоге вождь ответил на создание блока?
- В январе 1951-го Сталин встречался с лидерами правящих партий и министрами обороны шести стран Восточной Европы. Тогда и возник «военно-промышленный СЭВ».
- Будущий Варшавский договор? Альтернатива НАТО?
- Да, хотя есть записка Берии на имя Маленкова весной 1953 года - после смерти Сталина. Берия считал, что через эту «альтернативу НАТО» восточноевропейские страны высасывают ресурсы из СССР для развития собственного ВПК. Но Берия сгинул, а Варшавский договор все-таки образовался в мае 1955-го.
- Сколько еще у СССР было попыток у вступить в НАТО?
- Называют 1949, 1950, 1952 , и даже 1983 годы. Но судя по историческим источникам, самую серьезную и подтвержденную документами попытку предприняли лишь в 1954-м. После Берлинского саммита Совета министров иностранных дел стран-победительниц во Второй мировой. Молотов, глава МИД СССР, предложил создать единую и нейтральную Германию и вывести оттуда все оккупационные войска. Запад это не поддержал. Тогда появляется предложение о принятии СССР в НАТО.
- Кто предложил?
- Рабочая группа Андрея Громыко, он был тогда 1-м замом министра иностранных дел. Она и готовила проект вступления СССР в НАТО.
- Что мы предлагали?
- Москва признавала США и Канаду равноправными членами коллективной безопасности в Европе. При Сталине мы были против этого: при чем тут США и Канада, давайте обсуждать безопасность Европы с Европой. Теперь же мы делали реверанс Вашингтону - стало ясно, что США все решают в НАТО. И СССР тем самым проявлял готовность договариваться.
- Как отнеслись к этому?
- Отрицательно - все страны НАТО, кроме французов. Потом зазвучали голоса о двусторонних договорах членов НАТО и стран восточного блока: между Францией и Чехословакией, между ФРГ и Польшей. Но это обрубили и Вашингтон, и Москва.
- А Хрущев в НАТО стремился?
- Нет. И в 1955-м, когда смещали Молотова с поста министра иностранных дел, Хрущев поставил ему в вину именно историю с попыткой «войти в НАТО».
- В нашей «заявке в НАТО» фигурировал только СССР? А Украинская и Белорусская ССР упоминались?
- Да. Эти советские республики еще по настоянию Сталина были представлены в ООН. И в нашем МИДе, понимая, что ответ на нашу заявку в НАТО будет отрицательным, предложили подать аналогичные заявки и от Украинской и Белорусской ССР. Рассчитывали на пропагандистский эффект: в НАТО не хотят мира с СССР!
- А попытка вступления в НАТО в 1983-м?
- Пишут об этом много, но это фейк. Тогда был пик советско-американского противостояния. США возглавил Рейган. Он возомнил себя мессией, который повергнет коммунизм. Все переговоры с американцами были прерваны. А у нашего посла по особым поручениям Виктора Исраэляна состоялась приватная беседа с вице-президентом США Бушем-старшим. Он сказал, что Америка готова возобновить переговоры лишь с одним человеком из руководства СССР. Прозвучала фамилия Горбачева. Исраэлян доложил об этом главе МИД Громыко.
- Горбачев не мог договариваться с НАТО в обход Андропова?
- Андропов с осени 1983 года почти не покидал больничный корпус ЦКБ. Трудно себе вообразить, что за спиной генсека кто-то в Политбюро вел бы переговоры о НАТО.
- В США рассекретили документы о встрече президентов Ельцина и Клинтона в январе 1994-го в Ново-Огарево, где наш лидер говорит: «Россия должна стать первой на вступление в НАТО, за которой последуют другие страны Восточной Европы».
- Да, это то, о чем говорил Ельцин. К тому времени наша позиция уже была выработана и доведена до США. При МИДе была целая специальная аналитическая группа, которая отрабатывала эту тему.
- Какие были доводы?
- Россия уже была не в состоянии диктовать восточноевропейским странам - бывшим членам Варшавского договора - как себя вести. Но мы могли договориться со Штатами, чтобы те сдерживали поползновения этих стран.
- Почему с США?
- Они не были заинтересованы в превращении всей Европы в пылающую Югославию. Бои там уже шли. Это был довод Москвы – посмотрите, что будет если не принять наши предложения.
- А что мы предлагали?
- Обсуждать вместе, что дальше делать в сфере ядерных вооружений. Что делать с химическим оружием. Россия отвечала бы за порядок на постсоветском пространстве. И никакие угрозы для России, допускаться не должны.
- В стенограмме сказано про реакцию Клинтона на слова Ельцина о членстве в НАТО: «Отреагировал осторожно».
- Да, американцы уходили от темы. Единственное, что заставляло их считаться с Россией — то, что она смогла сосредоточить у себя все советское ядерное оружие. Это был аргумент.
- Клинтон колебался?
- Это было видно. В его окружении работали стратеги, которые хотели скорее освоить постсоветское пространство для укрепления гегемонии США. Например, Бжезинский. Клинтон был под их влиянием.
- Бурбулис, первый и последний госсекретарь РФ, рассказывал про встречу с генсеком НАТО Вернером в Брюсселе в декабре 1991-го. Бурбулис произнес: «Мы серьезно осмысливаем вопрос вступления новой России в НАТО», а Вернер ответил: «Господин госсекретарь, вы слишком большая страна». То есть, еще в декабре 1991-го, в момент распада СССР, Ельцин уже думал о вхождении России в НАТО?
- Речь шла о создании новой системы безопасности всей Европы, включая Россию. И мы могли бы под это реформировать НАТО.
- Старая сталинская идея «нейтрализовать НАТО изнутри» на новый лад? Но в стенограмме от 14 января 1994 года есть и другая фраза Ельцина: «По правде говоря, Россия пока не готова вступить в НАТО». Ельцин к тому времени лишился иллюзий насчет миролюбия Запада?
- Ястребиное крыло при Клинтоне окончательно возобладало. И мы поняли: у нас нет возможности диктовать. Надо было выиграть время для усиления. А США, чтобы Москва сильно не возражала приему новых членов альянса, минуя ее саму, предложили акт Россия – НАТО. Ряд декоративных жестов сделали в наш адрес - неразмещение крупных контингентов и ядерного оружия у границ с Россией, создание комитета Россия – НАТО...
- Ельцин говорил: «Мы сэкономим много денег этим шагом (вступлением в НАТО) для использования их в других целях в нашей стране» - это о чем?
- Имелось в виду, что нейтрализация НАТО путем вступления в альянс России надолго избавила бы Европу от угроз войны — отпала бы необходимость содержать призывные армии и высокий уровень военных расходов.
- Ельцин с Клинтоном тему НАТО долго обсуждали?
- Визит президента США длился несколько дней. Были и походы в театр, банкет, где Клинтону подарили специально под него найденный саксофон. И Билл кое-что исполнил...
- Он учитывал желания самой Европы?
- Клинтон знал позицию Гельмута Коля в Германии и позицию Франции, Франсуа Миттерана. Те тоже хотели новой системы безопасности. И президент США искал между этими центрами влияния середину. Но получалось не очень.
- Клинтон сейчас сокрушается: «Мы могли гарантировать Европе столетие мира». Это не об упущенной возможности союза НАТО с Россией?
- Увы, нет. Он имел в виду, что Америка тогда осталась единственной сверхдержавой, и эта гегемония должна была гарантировать всем остальным «столетие мира». Весь мир должен был лежать под США. Мы его не переубедили.
- Личные симпатии Клинтона к Ельцину не могли изменить этого решения?
- В человеческом отношении демонстрировалась полная любезность. Но все это прекратилось жестко - в 1999 году, с бомбардировками Югославии.
Последняя (и, как минимум, уже третья по счету) попытка Москвы сделать НАТО не врагом, а союзником, присоединившись к альянсу, произошла уже в начале 2000-х, когда Ельцина сменил Владимир Путин. И открылась новая страница возможностей в отношениях с Западом. Россия искренне стремилась тогда к равноправному миру и союзничеству с ним.
Вот что сам Путин рассказал об этом в интервью Такеру Карлсону:
- Я стал президентом в 2000-м. Думал: ладно, всё, югославская тема прошла, надо попробовать восстановить отношения. Все-таки открыть эту дверь, в которую Россия пыталась пройти. На встрече здесь, в Кремле, с уходящим от власти Биллом Клинтоном— вот здесь рядышком, в соседнем помещении — я ему задал вопрос: «Слушай, Билл, если бы Россия поставила вопрос о вступлении в НАТО, как ты думаешь, это возможно?». Он сказал: «Ты знаешь, это интересно. Я думаю, что да». А вечером мы с ним встретились уже на ужине. И он говорит: «Ты знаешь, я разговаривал со своей командой — нет, сейчас это невозможно.
Можете спросить у него. Я думаю, он наше интервью услышит и подтвердит.